До сих пор предполагалось, что предки человека обеспечили себе дополнительные калории, начав есть мясо. Однако ученые из университета в Санта-Крусе, Калифорния, утвер ждают, что совсем не мясу должно быть благодарно человечество.
«Даже если посмотреть на современных охотниковсобирателей, мясо составляет относительно небольшую часть их рациона, – говорит профессор Домини. – Вряд ли можно утверждать, что 2–4 млн. лет назад животное с маленьким мозгом, с трудом перемещавшееся на двух ногах, могло эффективно добывать мясо и даже падаль».
Оказывается, у человека чаще, чем у обезьян, встречается ген AMY1, отвечающий за синтез фермента амилазы. Амилаза же образуется в слюнных железах и способствует расщеплению крахмала. Неужели эволюцию человека стимулировал крахмал?
Для проверки своего тезиса ученые сравнили гены групп людей,
традиционная диета которых различалась содержанием крахмала. Так, у
якутов основным продуктом питания является рыба, и оказалось, что копий
гена AMY1 у них меньше, чем у японцев, которые в прочих отношениях им
близки.
В рационе японцев гораздо больше места занимают продукты с
высоким содержанием крахмала – в их случае рис. Как предполагают Домини
и его коллеги, когда древним ископаемым людям стало не хватать спелых
плодов, которыми довольствуются обезьяны, они нашли новый источник
энергии в крахмале, которым богаты подземные части растений –
корнеплоды и луковицы.
Подтверждением этой теории явился факт,
обнаруженный несколько месяцев назад другой группой ученых, – что
химический состав ископаемых останков людей соответствует химическому
составу тканей животных, которые питаются корнеплодами и луковицами.
«Мы жарим корнеплоды, картошку едим в жареном и печеном виде. Если есть
пищу после тепловой обработки, то можно себе позволить есть меньше, –
говорит Домини. – Вот тогда-то население начинает расти, и можно
заселять и осваивать новые территории».