Страница 2 из 6

Судя по его виду, мое ворчание было предусмотрено правилами игры. Он ожидал такой реакции. Молча обойдя меня, ухватился за толстую, похожую на вьющийся шланг лиану, притянул ее к груди и что-то сказал индейцу. Тот рубанул мачете по лиане.
С победоносным видом Хорхе протянул мне один из ее рукавов: «Пей!». Из среза лианы сначала робко, но с каждым мгновением все сильнее полилась жидкость.
— Давай, давай! Не бойся!
Я припал губами к лиане и оторвался от нее только тогда, когда «кран» иссяк. Это на самом деле была чистейшая холодная вода.
Воспользовавшись остановкой, Хорхе стал рассказывать о некоторых свойствах и применении встречавшихся нам по пути растений. Что-то срывал, тер между пальцами, давал понюхать, объяснял, как и в каких случаях следует использовать эту травку, этот листик, этот цветочек, эту кору или почечку.
Лиана-водопровод называлась «яку-сога», что в переводе означает «водяная веревка».
Похожие на маленькие плоды какао, орехи с бордовой мякотью-начинкой служат индейцам сильным красителем, маленькую пальму-инаюгу используют для изготовления стрел для духового ружья-сербатаны. Плод дерева уимба, если его расколоть, обнажает пучок высококачественной ваты.
Смола высокого белоствольного дерева охэ — сильнейшее слабительное и дезинфицирующее средство, с ее помощью лечат детей от кишечных паразитов.
— А вот самое высокое в сельве дерево — мачиманго. Его высота сорок метров. Оно же одно из самых крепких — из него делают каркасы домов, гарпуны. Его даже топор берет с трудом — только пила. Объяснить это трудно, но если ночью попытаться рубить его тупым железным топором, то видно, как даже искры летят.
— А что это за сумки на ветвях и стволах? — спросил я. — Это термитники.
— Но ведь термитники строят на земле. — Верно, — кивнул Хорхе, — только не в сельве. Термиты не терпят влагу, а здесь земля влажная всегда, и они приспособились строить свои дома на деревьях. Видишь, сейчас их дома, словно мертвые, будто покинутые. Но это не так. Просто термиты, видимо, чувствуют приближение дождя и попрятались, закупорив все входы и выходы.
Он что-то сказал индейцу, тот подошел к одной из «сумок», ткнул ее мачете и отколупнул кусочек. В образовавшемся отверстии тотчас появились грозные, воинственно шевелящие усами обитатели...
|